продвижение бизнеса в интернете

Коворкинг, бизнес на недвижимости в Казахстане

Большие офисы с множеством формально независимых друг от друга людей, где никому нет особого дела, когда ты пришел на работу и даже чем занимаешься – это не мечта работников-тунеядцев, а реальность часто более чем успешных деятелей.

И реальность эта называется коворкинг.

Коворкинг в теме коммерческой недвижимости – настолько же молодая, насколько и популярная категория. Появившись от английского «co-working» термин полностью соответствует своему буквальному переводу: «совместная работа». Такое явление зародилось еще в 2005 году, когда Бред Ньюберг точно знал лишь то, что он программист, но не понимал, стоит ли ему смотреть в сторону фриланса, либо же идти на работу в стандартный офис. Окончательно запутавшись, Ньюберг снял большое офисное помещение, сразу же предложив таким же, как он сам снимать здесь «посадочные места для работы».

Идея изначально приглянулась многим, но ее звездным часом стал кризис 2008 года, когда все преимущества такой формы работы стали видны многократно.

Однако воспринимать коворкинг сугубо как форму «аренды посадочного места» в корне не верно: такая форма работы имеет в виду не столько специфику коммерческой недвижимости, сколько именно метод взаимодействия.

Очень часто при коворкинге вывешиваются проекты стартапов на входе, на которых прописывается суть предлагаемого проекта и расписываются необходимые «роли». Например, для проекта нужны программисты, которые могут рассчитывать на Х процентов доли и дизайнеры, доля которых уже - Y. Таким образом на одной территории действительно эффективно могут сосуществовать не просто фрилансеры, а люди, ответственные за самые разнообразные стартапы.

Мало того: коворкинг является оптимальным плацдармом для начала стартапов: собраны вместе люди, которые привыкли жить «вольными художниками», но понимают бремя ответственности организации собственного дела (или как минимум рабочего времени). Всегда есть данные о том, кто и в какой сфере специализируется, есть возможность организовать ситуативный командный подход, есть пространство для маневров и почти отсутствует дефицит кадров: кто-то кого-то здесь уже точно знает и посоветует.

Но – вернемся к теме недвижимости. Сегодня уже не удивить никого даже полноценными коворкинг-центрами, способными конкурировать с бизнес-центрами с точки зрения привлекательности. Здесь, безусловно, совершенно своя специфика и иные организационные подходы в вопросах аренды, но владельцы таких помещений могут рассчитывать на большую прибыль: «розничная» продажа квадратных метров офисов всегда будет идти дороже их «оптовой» сдачи в виде офисов.

Уникальность коворкинг-центра в том, что он с определенного момента «создает себя сам». Важно лишь получить на первом этапе «нужную» команду, которой свойственно добиваться успеха – и спрос на места в таком центре будет постоянно расти.

Общая кухня, несколько офис-менеджеров или вообще специально обученный колл-центр, умеющий рассказать о деятельности виртуального офиса фрилансера, общие комнаты переговоров, на которые можно претендовать «по часам» - все это в итоге дает большую «полезную загрузку» на территорию коворкинг-центра, снижая удельную себестоимость. Во многом коворкинг-центры стали вытеснять нишу виртуальных офисов, давая возможность практически на тех же финансовых условиях получать нечто куда более качественное и «реальное».

Питер, Киев, Москва, Ростов – коворкинг-центры разного масштаба быстро развиваются в мегаполисах практически повсеместно. Иногда трудоместо здесь стоит от 100 долларов в месяц даже в дорогих городах – это весьма интересное предложение по меркам деловой недвижимости. Да и «опции» для себя можно выбирать самостоятельно: «5 часов на переговоры в неделю мне много, хватит и 3, а вот кухня на этаже пусть будет обязательно…» и т.д.

Коворкинг – это не временное явление, а собственная ниша, которая до сих пор лишь проходит стадию развития и в недвижимости, и в бизнесе.

Автор: Руслан Умаров
Источник: homebusiness.kz